суббота, 4 сентября 2010 г.

Развитие внимательности

Научиться быть внимательными в своей повседневной жизни необходимо, чтобы воспринимать мир во всех его тонкостях и более правильно действовать по отношению к другим и самим себе.
Буддисты считают практику внимательности основой медитации. Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спросил: «Сколько раз Я изменил Мое положение?» Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз»…». Но даже если мы не намерены достигать просветления, практика внимательности может сослужить нам добрую службу. В узком смысле внимательность можно трактовать как сосредоточенность, способность не отвлекаться, но в более широком смысле - это качество, позволяющее нам переживать свою жизнь здесь и сейчас. Внимательность – это перевод английского «mindfullness» (разумность, осознанность) – когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте. Как часто нашим детям, да и нам не хватает внимательности.

Полезны неожиданные вопросы, также описания случившегося и очень полезны ежедневные записи. Можно из симфонии избрать и выследить один голос, но можно признавать несколько ладов одновременно. Также полезно установить звучание тишины, обратить внимание на свои собственные ощущения.

Упражнение «Фотографирование» - стирание
Задача упражнения — научиться "воспроизводить" образ в воображении с помощью его "фотографирования" и "стирать" его по своему желанию.
1. Сядьте, расслабьтесь. Желательно "освободить" голову от размышлений, в момент выполнения упражнения у Вас не должно быть ни одной мысли!
2. Найдите приятный или вообще любой предмет.
3. Смотрите на него неотрывно в течение 3 — 5 секунд, стараясь запомнить, как бы "сфотографировать" (на вдохе).
4. Закройте глаза и в течение 3 — 5 секунд старайтесь вызвать этот предмет в воображении (на задержке дыхания), затем выдохните, мысленно постепенно растворяя образ (как бы выбрасывая куда-либо и т.д.).
Совет: Через каждые 3 — 5 раз меняйте способ "фотографирования" — стирания, скорость и ритм. Все время ищите новые способы и параллельно с ними — состояния изумления и озарения. Повторяйте упражнение 30-50 раз, не менее двух раз в день по 10-15 минут. Предметы внимания необходимо чередовать, например, вещи на Вашем столе или картины, висящие на стене. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении, например, изображение на картине, помогайте себе ощущениями — почувствуйте то, что нарисовано на ней, эмоции, которые она у Вас вызывает и так далее.

Упражнение «Найди, что изменилось»Самый простой вариант этой игры. На столе выкладывается несколько предметов. Ребенок в течение некоторого непродолжительного времени смотрит на них, затем отворачивается. Ведущий убирает (добавляет) один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен определить, что изменилось.
Вариант, который для многих оказывается более сложным. Здесь запоминаются не только сами предметы, но и их расположение. В ходе игры предметы не изменяются, изменяется их положение относительно друг друга. Можно разнообразить игру, используя не предметы на столе, а, например, изменять, что-то в собственном внешнем виде. В этом случае нужно быть особенно внимательным, так как запоминать нужно все, а не несколько конкретных предметов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий